По немногу обо всем
По секрету всему свету
 

Главная > Стильные игры > Анекдот: что означает «правильно рассказать» (часть 2)

Анекдот: что означает «правильно рассказать» (часть 2)

Основное требование к анекдоту — чувство времени и уместности. Анекдот, рассказанный непонятно по какому поводу, писал Андре Мо-руа, обессмысливается. Если он и не обессмысливается, то все равно в нем многое утрачивается. Оторванный от конкретной ситуации, от конкретного предмета разговора анекдот теряет остроту.

Люди очень часто совершают ошибку, пристрастившись к какому-нибудь анекдоту, позабавившему их в определенном кругу или при определенных обстоятельствах. Они повторяют его в другом кругу и при других обстоятельствах и с удивлением обнаруживают, что этот анекдот не воспринимается, что никто не смеется. «Значит, я плохо его рассказал», — решает рассказчик и при повторении стремится «выдавить», «выжать» все то, что с его точки зрения есть смешного в анекдоте. Такой пережим еще больше усугубляет положение, анекдот вообще становится неинтересным.

Но это не означает, что следует ограничиваться рассказами анекдотов только по случаю.

Рассказывая анекдот, следует учитывать не только повод, по которому рассказывается анекдот, но и ситуацию, в которой это происходит. Есть такое французское выражение «а ргороэ» — кстати. Это «кстати» в анекдотах вещь важная. Уместный, рассказанный, кстати, анекдот, вызывает в памяти другой, и часто целый вечер сыплются анекдоты.

Есть люди, которые по любому поводу готовы рассказать анекдот, при этом они буквально навязывают его независимо от того, настроен или не настроен собеседник в данный момент воспринимать какие-либо забавные истории.

Понятие уместности предполагает также и учет той аудитории, в которой анекдот рассказывается.

Во-первых, анекдот ни в коем случае не должен обидеть кого-либо из присутствующих. И прежде чем рассказать анекдот, задумайтесь над этим.

Во-вторых, необходимо учитывать наличие достаточных знаний у присутствующих, чтобы понять и оценить услышанное. Анекдот, имеющий успех в аудитории литературоведов, может оказаться совершенно непонятым среди компьютерщиков. И наоборот.

Кстати по этому поводу есть анекдот.

Один приятель рассказал другому:

«Покупатель в магазине по продаже потолков обратился к продавщице с вопросом:

— Скажите, пожалуйста, этот потолок из аллюминия? Продавщица ответила:

— Нет, из Москвы».

Второй выслушал его и после паузы спросил:

— А Аллюминий — это в какой стране?

Неуместно за столом рассказывать анекдоты, содержание которых связано с различными физиологическими процессами, даже если эти анекдоты очень смешны и остроумны.

Если вопрос где, кому, когда и о чем Вы рассказываете анекдот решен, то важно остановиться на том, как следует рассказывать.

Лев Николаевич Толстой писал, что есть три сорта рассказчиков смешного:

— низший сорт — это те, которые во время своего рассказа сами смеются, а слушатели не смеются;

— средний сорт — это те, которые сами смеются, и слушатели тоже смеются;

— высший сорт - это те, которые сами не смеются, а смеются только слушатели.

Не следует предварять рассказ словами: «Я сейчас расскажу вам очень смешной анекдот», «Послушай, есть классный анекдот. От смеха лопнешь» и т. п. Точки зрения на смешное у рассказчика и у слушателя могут не совпасть. Человек ожидает заявленного, но ожидания не сбываются, и рассказчик оказывается в дурацком положении.

Принято считать, что чем короче излагается содержание анекдота, тем он сильнее «выстреливает». В принципе это верно. Когда кто-то долго и с массой излишних подробностей начинает рассказывать смешную историю, то такое занудство и слушать уже не хочется. Но есть анекдоты, требующие длительного повествования. И здесь мастерство рассказчика заключается в том, чтобы суметь удержать внимание слушателей. Это удается тогда, когда человек умеет создать ситуацию ожидания, когда слушатель заинтригован и ждет, чем же закончится рассказываемая история.

Для того чтобы анекдот прозвучал, «выстрелил», недостаточно одного умения рассказывать. Нужен еще и слушатель, который разделит с ним «соль» анекдота, что, к сожалению, бывает не всегда.

Если подразделять слушателей анекдотов на типы, то в первую очередь среди них следовало бы выделить не тех, кто не обладает чувством юмора, а тех, кто не обладает чувством такта. Каждому приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда ты говорил:

— слышал ли ты этот цирковой анекдот о человеке...

— Да, да, да. Это о том, где он приходит к директору цирка.

— Нет, другой.

— А, знаю, это о том, как он повис под куполом...

И у вас желание рассказывать пропадает.

Но самый неприятный слушатель тот, который выслушав анекдот, заявляет, что рассказывать его нужно совсем не так. По этому поводу Марк Твен заметил, что отличный способ испортить отношения с человеком — сказать: «Нет, Вы не так рассказываете этот анекдот» и потом рассказать по-своему.

Столь же неприятно, когда кто-либо из слушающих демонстративно показывает, как ему скучно и неинтересно. Мол, что это ты такое рассказываешь?

Существует множество анекдотов, связанных с рассказчиками и слушателями. Подборка подобных историй могла бы быть своеобразным пособием о том, как нужно рассказывать и слушать анекдоты. Жаль только, что такое пособие не для всех, о чем свидетельствует анекдот:

«Пан Малиновский спросил однажды пани Ковальскую:

— Сколько булок Вы можете съесть на пустой желудок?

— Четыре, - ответила Ковальская.

— Это невозможно.

— Почему?

— Потому что, когда Вы съедите первую булку, желудок уже не будет пустым.

— Отличный анекдот! - воскликнула пани Ковальская и тут же направилась к приятельнице.

— Сколько булок ты можешь съесть на пустой желудок?

— Пять.

— Очень плохо, — сказала Ковальская мрачно. — Если бы ты сказала «четыре», я бы рассказала тебе отличный анекдот».

Сегодня публикуется несметное количество различных сборников анекдотов. Нет ни одного журнала или газеты, которые в большей или меньшей степени не были бы нашпигованы ими. Мы читаем анекдоты, улыбаемся и стараемся особенно смешные сохранить в своей памяти. Потому что гораздо интереснее не услышать или прочесть анекдот, а рассказать его другим.

Хороший анекдот, рассказанный в хорошей компании — это прекрасное развлечение для всех.

 
© 2012
web-студия ТОПология
Hosted by uCoz